Научные прорывы-2017: как университеты России внедряются в мировые рейтинги

РИА Наука - 21.02.2018 10:35

МОСКВА, 29 янв – РИА Новости. В 2017 году из одиннадцати университетов, входящих в топ-100 предметных рейтингов ведущих рейтинговых агентств (ARWU, QS, THE), шесть являются участниками Проекта "5-100". Это ведущие университеты России: МФТИ, НИТУ "МИСиС", ВШЭ, НИЯУ МИФИ, НГУ и ИТМО.

Команда ведущих мировых ученых из НИТУ "МИСиС", Университета Линчёпинга (Швеция), Института проблем материаловедения имени Францевича НАНУ (Украина) и Тринити колледжа (Ирландия) выяснила, как можно использовать графен – первый в мире двумерный материал – в качестве сенсора тяжелых металлов.

"Металлы образуют наиболее ядовитые примеси, какие только имеются в воде. Потому возможность быстрого и аккуратного их детектирования – крайне актуальная задача", — объяснил руководитель лаборатории "Моделирование и разработка новых материалов" НИТУ "МИСиС" и профессор Линчёпингского университета Игорь Абрикосов.

Поскольку графен отличается от других веществ тем, что длина свободного пробега электронов в нем очень высока, – его надеются активно использовать в электронике.

Искусственные атомы и перемешивание света.

Ещё в одном престижном журнале семейства Nature  (Nature Communications) вышла статья ученых МФТИ. В ходе совместного исследования с британскими физиками они обнаружили, что искусственные аналоги атомов можно использовать для "перемешивания" волн света, что ускорит разработку квантовых компьютеров и сетей передачи данных.

"Уже сейчас можно сказать, что это свойство искусственных атомов можно использовать для создания новых видов квантовой микроэлектроники," – заявил сотрудник лаборатории искусственных квантовых систем МФТИ Олег Астафьев.

Зеркальные кубиты и "невозможные материалы".

Наконец, в 2017 году российские специалисты также продемонстрировали рядом публикаций в Nature свой успех по одному из самых актуальных научных направлений – созданию  метаматериалов, – искусственных структур, обладающих недостижимыми в природе свойствами.

К концу года международная группа исследователей Национального исследовательского технологического университета "МИСиС", Университета Карлсруэ и Йенского института совершила прорыв,  впервые в мире создав так называемый "зеркальный" кубит, а также метаматериал на его основе.

"Такой материал можно использовать для управления системами передачи квантовых сигналов в современных квантовых компьютерах. Это один из ключевых элементов в сверхпроводниковых электронных устройствах", – сообщил инженер лаборатории "Сверхпроводящие метаматериалы" НИТУ "МИСиС" Илья Беседин.

Все эти результаты стали возможными во многом благодаря федеральной программе "Проект 5-100", которая направлена на повышение престижности и конкурентоспособности российского высшего образования.

Комментарии(0)