Бросок "Сармата". Как испытывают российскую ядерную ракету будущего

- 24.11.2017 10:07

МОСКВА, 31 окт — РИА Новости, Андрей Коц. Эта тяжелая ракета — вершина отечественной конструкторской мысли и будущее ядерного щита государства. Стартовая масса — 110 тонн, дальность полета — более 11 тысяч километров, боевая нагрузка — от 10 до 15 боеголовок индивидуального наведения мощностью до 750 килотонн каждая. Западные эксперты и СМИ уже назвали ее "Сатана-2". Замминистра обороны России Юрий Борисов сообщил, что бросковые испытания© Фото : Минобороны РФСовременные баллистические ракеты стартуют по минометной схеме: из шахты их выбрасывает пороховой аккумулятор давления — своеобразный вышибной заряд. Такая технология в СССР и России уже давно хорошо обкатана. Аналогичным образом стартует, например, "идейный предшественник" "Сармата" — тяжелая двухступенчатая МБР Р-36М "Воевода", которую на Западе прозвали "Сатаной".

Экзамен на зрелость

Следующая стадия, которую проходит каждая межконтинентальная баллистическая ракета перед принятием на вооружение, — летно-конструкторские испытания. К этому времени отдельные компоненты изделия уже готовы или практически готовы. А это значит, что пора испытать ракету в сборе. Во-первых, чтобы окончательно убедиться, что все части оружия идеально подогнаны друг к другу и не нужно вносить изменения в проект. Во-вторых, чтобы удостовериться, что реальная дальность полета боевых блоков и точность попадания соответствуют прописанным в техзадании. Вместо боевой части, естественно, установлена аналогичная по весу болванка. К моменту проведения летно-конструкторских испытаний на заводе-изготовителе уже должна быть готова опытная партия снаряженных МБР.

"На этом этапе осуществляется пуск полностью оснащенной ракеты по траектории на заданную дальность, — рассказал РИА Новости Владимир Дворкин. — Как правило, "стреляют" по полигону Кура на Камчатке. Летно-конструкторские работы могут совмещаться с государственными, в ходе которых и принимается решение о постановке изделия на вооружение. Как показывает практика, для этого нужно успешно запустить около 15-20 ракет. Но надо понимать, что во время испытаний могут произойти аварийные ситуации. В этом случае необходимы дополнительные пуски, чтобы убедиться, что все неисправности и замечания устранены".

Этап летно-конструкторских испытаний довольно долго не могла пройти твердотопливная МБР Р-30 "Булава", разработанная для вооружения атомных стратегических подводных лодок проекта 955 "Борей". Всего было произведено 27 ракетных пусков. Из них два были признаны частично успешными, семь — неудачными. По некоторым данным, причиной неудачных стартов были отказы систем управления двигателей. В 2009 году вице-премьер Сергей Иванов заявлял, что эти проблемы связаны с недостаточной доводкой ракеты "на земле". В свою очередь, главный конструктор подводных лодок проекта 941 "Акула" Сергей Королев объяснял недоработки отсутствием требуемых для этого наземных стендов.

Тут стоит отметить, что твердотопливная МБР Р-39, которой вооружали "Акулы", из первых 17 пусков провалила больше половины. Со временем ее довели до ума, впрочем, как и "Булаву". Ракетная техника — слишком сложная и капризная, чтобы все получалось с первого раза. В конце концов, каждое оружие первое время страдает от "детских болезней". Но у "Сармата" есть все шансы быстро "повзрослеть" — у ОПК накоплен богатый опыт производства и эксплуатации тяжелых ракет шахтного базирования. Тем не менее в ближайшие два-три года создателям перспективной МБР придется как следует попотеть и работать без ошибок — всего одна мизерная неудача в этом деле способна сдвинуть дату "выпускного вечера" вправо на несколько лет. Что для России с учетом мировой геополитической обстановки сегодня было бы крайне нежелательно.

В перспективе именно "Сарматы" наравне с "Ярсами" и "Тополями" должны стать основой ударной мощи РВСН. Новая ракета должна полностью заменить в войсках сильного, но уже устаревающего "Воеводу". Как сообщал РИА Новости источник в ОПК, "Сарматами" планируется вооружить семь ракетных полков.

Комментарии(0)

КАТЕГОРИИ